Расписание ближайших занятий

Школа отношений Я-Ты 
Опыт бытия благодаря другому!
4-5 марта. 

Программа ПК (72 часа)
"Профилактика зависимого и суицидального поведения у детей и подростков"
14- 21 февраля

Управление стрессом и конфликтами 2.0

Для руководителей и собственников бизнеса

 

Лидерство - управление неопределенностью
Станьте основательным лидером!

  • Общая психология

    Оценить
    (0 голоса)

    Программа курса Общая психология

    Для слушателей Новосибирской Школы Психологии

    Составитель - Брак И.В.

    Аннотация курса:

    Курс «Общая психология» предназначен для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки психологов-консультантов на базе Новосибирской Школы Психологии. Данный курс относится к разделу фундаментальной, или базовой, отрасли психологических наук. Программа курса включает краткий обзор основных понятий, методы, концепции; дается характеристика психических процессов, особенностей психологии личности. В рамках курса определяются основные психологические категории и понятия, теоретические подходы к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основные экспериментальные пути решения ключевых проблем общей психологии, закономерностей становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

    Тема 1. Предмет и задачи психологии. 2 часа.

    Особенности психологии как науки. Особенности современной психологии, многомерность структуры современной психологии. Система и уровни основных форм отражения. Специфика психического отражения. Специфика психических явлений. Психическая реальность. Основные этапы развития психологии.

    Тема 2. Методология и методы психологии. 2 часа

    Проблемы методологии и методов психологии. Уровни методологических знаний .Классификация методов психологического исследования. Объективные методы исследования. Методы практической психологии. Основные этапы психологического исследования.

    Тема 3. Психологический анализ деятельности. 2 часа.

    Междисциплинарный подход к деятельности. Деятельностный подход к изучению психики. Сущность и структура деятельности. Деятельность как объяснительный принцип психики. Основные положения психологической теории деятельности. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий.

    Тема 4. Зарождение и эволюция психики. 2 часа.

    Основные проблемы изучения психики. Основные подходы к пониманию психики. Уровни поведения. Основные различия между человеком и высшими животными. Развитие высших психических функций. Основные теории локализации высших психических функций.

    Тема 5. Научение 2 часа.

    Проблемы теории научения. Сфера проявления активности психики. Основные подходы к определению научения. Основные виды научения. Механизмы научения. Классификация типов научения. Интеллектуальные типы научения. Виды навыков. Законы формирования навыка.

    Тема 6. Психическое развитие 2 часа.

    Основные проблемы изучения психического развития. Филогенез и онтогенез. Общие положения развития психики. Основные характеристики психического развития. Основные тенденции психического развития. Теории развития психики. Уровни психического развития.

    Тема 7 Сознание и самосознание 2 часа.

    Функции и свойства сознания. Формы сознания. Этапы развития сознания. Структура сознания ( по В. П. Зинченко). Структура сознания ( по А. В. Петровскому). Психологические подходы к проблеме самосознания. Глобальная « Я-концепция». Этапы развития самосознания. Уровни самосознания.

    Тема 8. Зарубежные концепции психики. 2 часа.

    Основные зарубежные психологические концепции. Направление психологии: предмет исследования, парадигма, метод, практика. Психоанализ. Основные положения гуманистической психологии. Основные характеристики бихевиоризма. Суть и достоинства гештальтпсихологии.

    Тема 9. Ощущение и восприятие. 2 часа.

    Функции ощущений. Общие свойства ощущений. Классификация ощущений. Основные свойства сенсорных процессов и их анатомофизиологический субстракт. Пороги чувствительности. Индивидуально – типологические особенности чувствительности. Типы восприятия. Основные свойства восприятия.

    Тема 10. Память и внимание. 2 часа.

    Классификация памяти. Индивидуально – типологические особенности памяти. Система памяти. Зависимость запоминания от типа мышления. Функции внимания. Классификация внимания. Основные свойства внимания.

    Тема 11. Мышление воображение. 2 часа.

    Проблемы психологии мышления. Теории мышления. Функции мышления. Классификация мышления. Качества мышления. Индивидуально – типологические особенности мышления. Основные тенденции развития мышления. Критерии развития мышления. Функции и формы выражения воображения. Классификация воображения. Индивидуально – типологические особенности воображения.

    Тема 12. Эмоции и воля. 2 часа.

    Функции и свойства эмоций. Виды эмоций. Высшие чувства. Когнитивно- физиологическая концепция эмоций С. Шехтера. Характеристики психических состояний. Классификация психических состояний. Классификация волевых психических состояний. Функции воли. Волевые качества.

    Тема 13. Введение в психологию личности. 2 часа.

    Основные проблемы изучения личности. Основные аспекты изучения личности. Соотношение понятий: индивид, человек, субъект, личность, индивидуальность. Классификация систем базовых понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Основные характеристики современных теорий личности.

    Тема 14. Потребности и мотивы. 2 часа.

    Основные проблемы изучения потребностей. Классификация и виды потребностей. Мотивация. Генезис мотивации. Функции и свойства мотивов. Классификация мотивов. Теории мотивации. Основные формы направленности личности.

    Тема 15. Темперамент и характер. 2 часа.

    Основные проблемы изучения темперамента. Критерии темперамента. Основные формы проявления темперамента и их показатели. Основные учения о типах темперамента. Основные проблемы изучения характера. Свойства характера. Критерии выделения видов отношений.

    Тема 16. Способности. 2 часа.

    Основные проблемы изучения способностей. Различные подходы к определению способностей. Общая структура способностей. Классификация способностей. Изучение креативности в зарубежной психологии. Понимание интеллекта.

    Проверка качества обучения и профессиональной компетенции.

    По завершению курса предусмотрен экзамен в форме тестирования. Тестирование построено по принципу программированной проверки знаний по всем разделам общей психологии. Тестовые задания позволяют не только получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по общей психологии, но и выявить проблемы , возникающие при усвоении учебной программы.

    Литература

    1. Асмолов А.Г. Психология личности, М., 1990..

    2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993.

    3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

    4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1980.

    5. Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М., 1976.

    6. Выготский Л.С. Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С. 125-131.

    7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984.

    8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

    9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

    10. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

    11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

    12. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии М.,1982.

    13. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.,1981.

    14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М. 1991.

    15. Изард К. Эмоции человека. М. Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 439.

    16. История зарубежной психологии. Тексты. // Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.

    17. История психологии. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 3-е изд. Екатеринбург, 1999.

    18. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С.127-137.

    19. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М., 1978.

    20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Любое издание).

    21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М., 1971.

    22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1981. С. 410-435.

    23. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.

    24. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений. //Вопр. психологии. 1957. № 6.

    25. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

    26. Норман Д. Память и научение. М., 1985.

    27. Нюттен Ж. Мотивация // экспериментальная психология. Вып. 5. / Ред. сост.: П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975.

    28. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.

    29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

    30. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001.

    31. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1999.

    32. Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

    33. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. / Под ред. М.Б. Михайлевской, В.В. Любимова, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1999.

    34. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.

    35. Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б., Гиппенрейтер. М., 1993.

    36. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

    37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.:1989.

    38. Симонов П.В. Мотивационный мозг. М., 1987.

    39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

    40. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 томах. М., 1985.

    41. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.

    42. Фейдимен Дж., Фрейгер Дж. Личность и личностный рост. Вып. 1. М.,1994. Вып. 2. М.,1992. Вып. 3. М.,1994. Вып. 4. М.,1994.

    43. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 97-110.

    44. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

    45. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

    46. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология: Вып. 5./Ред. сос.: П. Фресс, Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1975.

    47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.

    48. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997.

    49. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, М., Изд-во Моск. Ун-та 1980, с. 146-210.

    50. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Редактор-составитель Е.Е. Соколова. М., 1999.

    51. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.

    52. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

    Изменено 06.09.2011 17:45

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк