Расписание ближайших занятий

Школа отношений Я-Ты 
Опыт бытия благодаря другому!
Сентябрь 2017г. 

Классический гипноз
Месмер vs Эриксон
Сентябрь 2017г

Управление стрессом и конфликтами 2.0
Для руководителей и собственников бизнеса

Семинар: Благосостояние семьи: дефициты и избытки 
Октябрь 2017г.

 

 

Лидерство - управление неопределенностью
Станьте основательным лидером!

  • Психология влияния

    Оценить
    (0 голоса)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Психология влияния

    Программу дисциплины разработал:

    Александров Е.О.,

    кандидат медицинских наук.

    РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1.1. Место дисциплины в учебном процессе

    Курс «Психология влияния» базируется на знаниях по общей, возрастной, социальной психологии, а также философии, логике. Знания, умения и навыки, приобретенные на курсе, являются значимой частью прикладных навыков практического психолога.

    1.2. Предмет преподавания дисциплины

    Предметом преподавания дисциплины «Психология влияния» является изучение теории и практики профессиональной психологической помощи, техники ее оказания и сопровождающих условий.

    1.3. Цель и задачи дисциплины

    Дисциплина «Психология влияния» ставит своей целью расширение у слушателей основ знаний по практике оказания различных видов психологической помощи. Знания, умения и навыки, полученные при прохождении курса, способствуют более глубокому пониманию содержания и процедуры психологической помощи, ее предмета, объекта и других базовых составляющих.

    1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

    По окончании изучения дисциплины «Психология влияния» студент должен:

    • Иметь общие представления о психологической помощи.

    • Освоить практические навыки различных способов влияния на клиента.

    • Ознакомление с современными теориями коммуникации с выходом на профессиональную психологическую коммуникацию.

    • Освоить методологию психологической помощи (развитие личности клиента как ее предмет).

    • Ознакомиться с методами и подходами в практике психологической помощи в форме консультирования и психотерапии, об их соотношении в психологической деятельности.

    • Знать разнообразные методы психологической помощи, их уровни и классификации.

    • Уметь построить план психологической помощи при различных запросах на нее.

    • Уметь провести психологическое консультирование и корректировать его в процессе реализации.

    1.5. Формы контроля

    Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт. Данные оценки являются итоговыми по курсу и проставляются в приложении к диплому (выписке из зачётной книжки).

    Текущий контроль. В течение семестра постоянно выполняются практические работы, осуществляется подготовка к семинарским занятиям. Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель.

    Студенты, не выполнившие в полном объёме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче зачета, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

    РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Тематический план учебной дисциплины
    (Распределение часов)

    Наименование
    разделов и тем

    Количество часов

    Лекции

    Практические
    занятия

    Самостоятельная
    работа

    Всего
    часов по
    теме

    Раздел 1. Современные теории коммуникации.

    4

     

    12

    16

    Раздел 2. Невербальная коммуникация. «Язык тела»

    2

    4

    12

    18

    Раздел 3. Вербальная коммуникация.

    2

    4

    12

    18

    Раздел 4. Горизонтальная и вертикальная коммуникация. Различные виды присоединения

     

    4

    12

    16

    Раздел 5. Раппорт. Основные теории раппорта. «Резонансная диагностика».

    2

    4

    12

    18

    Раздел 6. Суггестия, виды и использование в профессиональной практике психолога. Ключевые слова и их использование.

    2

    4

    12

    18

    Раздел 7. Транс как нормальное психофизиологическое состояние. Спонтанный транс, возникающий при коммуникации.

    2

    2

    12

    16

    Раздел 8. Выделение профессиональной цели и способов воздействия на клиента.

    2

    2

    12

    16

    Итого по дисциплине:

    16

    24

    96

    136

    2.2. Содержание отдельных разделов и тем

    Тема 1. Современные теории коммуникации.

    Коммуникация – как объект психологического исследования. Кибернетическая модель коммуникации. Теория коммуникации Рассела. Теория влияния. Модель ТОТЕ – пример кибернетической модели интраличностной коммуникации.

    Тема 2. Невербальная коммуникация. «Язык тела».

    Невербальные сигналы: мимика, жесты, положение тела, интонация – как важнейшие составляющие коммуникации. Правило полсекунды. Межполушарная ассиметрия мозга и невербальные сигналы. Психологическое значение динамики невербальных сигналов в современной российской культуре. Субкультуральные невербальные сигналы.

    Тема 3. Вербальная коммуникация.

    Значение второй сигнальной системы. «Обложка» слова и его содержание. Нарратив. Формирование смыслового содержания в онтогенезе человека. Неопределенность смысла слов. «Милтон-модель языка». «Мета-модель языка».

    Тема 4. Горизонтальная и вертикальная коммуникация. Различные виды присоединения.

    Основные виды коммуникации. Горизонтальная коммуникация – «Мы с тобой одной крови, ты и я». Дистанции коммуникации и невербальные сигналы. Направление коммуникации (прямо, слева, справа, сзади) и их особенности. Изменение направления и дистанции коммуникации. Вертикальная коммуникация – снизу (нижняя собака), сверху (верхняя собака). Невербальное присоединение – темп и тональность голоса, жесты, «отзеркаливание». Вербальное присоединение по логическим уровням Бейтсона-Дилтса.

    Тема 5. Раппорт. Основные теории раппорта. «Резонансная диагностика».

    Современная модель раппорта. Когнитивно-бихевиоральная модель раппорта. Этологическая модель раппорта. Вербальные и невербальные сигналы раппорта. Методы удерживания и углубления раппорта. Современная модель диагностики основной неосознаваемой проблемы клиента – «Резонансная диагностика».

    Тема 6. Суггестия, виды и использование в профессиональной практике психолога. Ключевые слова и их использование.

    Современная модель суггестии. Любой жест, любое слово – это суггестия. Основные виды суггестии – прямая (жесткая), косвенная (недирективная). Образная суггестия (аудиальная, визуальная, кинестетическая), значение и использование в профессиональной практике. Ключевые слова – как смыслобразующие в речи человека, а также слова сцепленные с первичной сенсорикой переживаний человека. Способы выявления ключевых слов и их использование.

    Тема 7. Транс как нормальное психофизиологическое состояние. Спонтанный транс, возникающий при коммуникации.

    Современная модель транса. Транс – нормальное и необходимое для нормальной жизнедеятельности человека психофизиологическое явление. Уровни транса по Каткову. Спонтанный транс, возникающий при любой коммуникации. Использование спонтанного транса в профессиональной деятельности психолога.

    Тема 8. Выделение профессиональной цели и способов воздействия на клиента.

    Что такое профессиональная цель при психологическом консультировании? Основные цели – содержание проблемы клиента, эмоции, первичная причина, семейная система, стратегии реагирования.

    2.3. Семинарские занятия

    Цель – закрепить и дополнить знания, полученные в лекционном курсе.

    Семинар 1.

    Тема: Язык тела.

    1. Значение позы человека в психологии. Зависимость доступа к модальностям.

    2. Межполушарная ассиметрия и динамика жестов в процессе сеанса.

    3. Интегрирующие жесты.

    4. Психологическое значение некоторых жестов.

    Семинар 2.

    Тема: Вербальная коммуникация.

    1. Формирование языка эволюционное и онтогенетическое.

    2. Милтон-модель языка. Слова как неопределенность.

    3. Мета-модель языка. Основные нарушения в речи человека.

    4. Основные приемы использования речевых нарушений человека.

    Семинар 3.

    Тема: Невербальное присоединение.

    1. Методика «отзеркаливания».

    2. Эмоциональное присоединение к клиенту.

    3. Присоединение одеждой и культуральное.

    4. Присоединение к функциональному «ритму» клиента. Темп речи и дыхание.

    5. Прямое и косвенное невербальное присоединение к клиенту.

    6. «Ведение» клиента

    Семинар 4.

    Тема: Суггестия

    1. Суггестивные жесты.

    2. Вербальная суггестия.

    3. Прямая суггестия. Построение фразы, интонация. Использование.

    4. Недирективная суггестия. Виды, использование.

    Семинар 5.

    Тема: Спонтанный транс, возникающий при коммуникации.

    1. Симптомы спонтанного транса и его диагностика.

    2. «Серфинг» состояний сознания и его использование.

    3. Суггестия в момент спонтанного транса. Основные особенности.

    Семинар 6.

    Тема: Выделение цели профессионального воздействия психолога.

    1. Основные состояния психолога в процессе консультирования.

    2. Жалобы клиента в сочетании с невербальными сигналами.

    3. Диагностика психологических защит.

    4. Дуализм жалобы клиента.

    3. Самостоятельная работа студентов

    Цель самостоятельной работы - расширение и углубление материала, полученного на аудиторных занятиях. Поиск и формирование индивидуального стиля психолога-консультанта.

    Возможные формы работы:

    - проработка лекционного материала;

    - подготовка к семинарским занятиям;

    - конспектирование первоисточников и сопоставление различных точек зрения;

    - работа над собственным подходом к консультированию, проведение консультаций.

    4. Форма и объём контроля знаний по курсу

    4.1. Практическое задание к зачету:

    Провести консультативную сессию и зафиксировать её в стенограмме по форме:

    Реплики клиента

    Реплики консультанта

    Вопросы для анализа консультации

    1. Какова проблема и запрос клиента?

    2. В каком состоянии пришел клиент, и как изменилось его состояние (иллюстрировать репликами клиента)?

    3. Каково было состояние консультанта и как оно изменялось (иллюстрировать репликами консультанта)?

    4. Чем закончилась консультация? Как изменился запрос клиента?

    5. Каков был контракт со стороны клиента и консультанта?

    6. Какие трудности испытывал консультант во время консультирования?

    4.2. Примерные вопросы к зачету:

    1. Коммуникация – как объект психологического исследования.

    2. Кибернетическая модель коммуникации.

    3. Модель ТОТЕ – пример кибернетической модели интраличностной коммуникации.

    4. Межполушарная ассиметрия мозга и невербальные сигналы.

    5. Психологическое значение динамики невербальных сигналов в современной российской культуре.

    6. Значение второй сигнальной системы.

    7. Типы психологического консультирования: директивное и недирективное.

    8. «Милтон-модель языка».

    9. Профессиональная психологическая консультация.

    10. «Мета-модель языка».

    11. Горизонтальная коммуникация.

    12. Дистанции коммуникации и невербальные сигналы.

    13. Этика и ответственность психолога-консультанта.

    14. Роли психолога и клиента в консультировании.

    15. Невербальное присоединение – темп и тональность голоса, жесты, «отзеркаливание».

    16. Вербальное присоединение по логическим уровням Бейтсона-Дилтса.

    17. Когнитивно-бихевиоральная модель раппорта.

    18. Вербальные и невербальные сигналы раппорта.

    19. Современная модель суггестии.

    20. Основные виды суггестии.

    21. Ключевые слова.

    22. Современная модель транса.

    23. Уровни транса по Каткову.

    24. Спонтанный транс.

    25. Основные цели – содержание проблемы клиента, эмоции, первичная причина, семейная система, стратегии реагирования.

    4.3. Тест для контроля остаточных знаний по курсу

    1. К какому виду психологической помощи принадлежат следующие рефлексивные переживания психолога?

    - Наконец-то я понял, что он от меня хочет.

    - Боже, ничего не понимаю.

    - От этого человека всего можно ожидать.

    - Мы еще посмотрим кто - кого.

    - Да, а еще говорил, что он нормальный человек.

    2. На каком этапе консультирования у психолога могут быть следующие рефлексивные переживания?

    - Что это он пытается сказать?

    - Надо проверить, правильно ли я понял.

    - Такое в моей практике уже встречалось.

    - И он меня еще учит жить.

    - Что же он от меня хочет?

    - Неужели я ему еще не надоел?

    3. Какую ошибку совершает психолог, говоря клиенту следующие слова?

    - Вы мне об этом уже говорили.

    - Достаточно, я уже поняла, что вы хотели сказать.

    - Естественно, по-другому это и понять невозможно.

    - Что вы, что вы, я знаю, что говорю.

    4. Кто из участников консультирования может и должен:

    - сопротивляться давлению другого человека;

    - прояснять свою точку зрения;

    - сдерживать свои чувства;

    - учитывать чувства других людей;

    - ориентироваться на изменение ситуации.

    5. Какое из следующих переживаний принадлежит психологу, а какое -клиенту?

    - Когда же лечить начнут?

    - Кажется, я понимаю, о чем идет речь.

    - Что это она заставляет меня повторять эти истины?

    - Когда же она закончит ходить по кругу?

    - Ну, сейчас я ее расколю, и мы посмотрим, кто из нас умный.

    6. Какое из рефлексивных переживаний клиента отражает эффект консультирования?

    - Раз в жизни выговорился.

    - Знал бы я.

    - Психологи - вредная вещь.

    - Это не для меня.

    - Что-то я, кажется, ничего не понял.

    - Я то все понял, а вот он...

    - Что я наговорил?

    - Всю душу вымотала.

    5. Список основной и дополнительной литературы:

    Основная:

    1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Г. С. Абрамова. – М. : Academia, 2000. – 240 с.

    2. Айви А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники : практ. руководство : [пер. с англ.] / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – М. : Психотерапевт. колледж, 1999. – 487 с.

    3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Алешина. – М. : Класс, 2000. – 203 с.

    4. Р.П. Ефимкина. В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии. Речь. Санкт-Петербург. 2006.

    5. Нэпп М. Холл Дж. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. Санкт-Петербург, «Прайм-Еврознак, 2006г.

    6. Старшенбаум Г. В. Тренинг навыков практического психолога : интерактив. игры, тесты, упражнения / Г. В. Старшенбаум. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2006. – 406 с.

    7. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учеб. пособие / О. В. Хухлаева. – М. : Academia, 2001. –202 с.

    8. Шнейдер Л. Б. Основы консультативной психологии : учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. – М. : Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 348 с.

    Дополнительная:

    1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М : Академия, 1996. – 220 с.

    2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.

    3. Бэндлер Р. Семейная терапия : книга, углубляющая наши познания о том, как быть человеком / Р. Бэндлер, Д. Гриндер, В. Сатир. – Воронеж : МОДЭК, 1993. – 127 с.

    4. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критич. ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.

    5. Капустин С. А. Границы возможностей психологического консультирования / С. А. Капустин // Вопросы психологии. – 1993. – № 5.

    6. Мэй Р. Р. Искусство психологического консультирования : [пер. с англ.] / Р. Мей. – М. : Класс, 1994. – 132 с.

    7. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование : (метод. пособие) / Н. Н. Обозов. – СПб., 1993. – 49 с.

    8. Стейнер К. Как избежать роли спасителя / К. Стейнер // Вестник РАТЭПП. – 1994. – № 1.

    Изменено 06.09.2011 11:05

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк