Расписание ближайших занятий

Классический гипноз.Теорий и практика
"Магнетизм - это вселенская могучая сила,
присущая всему" - Гёте
15-16 апреля 2017г.

 Школа отношений Я-Ты

Опыт бытия благодаря другому!

  • 23.07.2014 12:45

    Практическое применение трансовых техник в работе психолога

    Автор:  Администратор сайта
    Оценить
    (0 голоса)

    Несмотря на кажущуюся совершенность современного мира, вокруг вполне естественных вещей, форм, выражений, проявлений и т.п. продолжает сохраняться ореол таинственности, магии и мистичности, именно такие ассоциации у большинства людей вызывает слово «гипноз». Но если окунуться в мир гипнотического сна, состояние транса, то можно заметить, что это состояние нам вполне привычно, более того, используется нами повсеместно. Представьте себе учителя, пытающегося донести до своих воспитанников материал, да и самих учеников, внимающих знания. А людей, читающих молитву, пианиста, увлеченно сливающего ноты в гармонию музыкального звучания, танцора, рисующего картину изгибами собственного тела, писателя и поэта, которые трудятся над своими произведениями, даже бухгалтера, тщательно следящего за каждым вычислением и цифрой - этот список можно продолжать до бесконечности. Каждому из нас не раз приходится на себе прочувствовать проявления трансового состояния. В моем понимании транс - это такое состояние сознания, когда человек углубляется в свои воспоминания, внутренние переживания, отвлекаясь от внешних впечатлений, от окружающего мира. Измененное состояние сознания дает человеку массу положительных возможностей, способность пережить сложную ситуацию, переоценить ценности, создать новые ресурсы, избавиться от привычек, улучшить навыки и т.п. Весьма интересно то, что изменения происходят на уровне тела и сознания, происходит обратная связь. В обычном, бодрствующем состоянии наше сознание командует подсознанием (по крайней мере, пытается), подавляет его. Своего рода старший брат, обучающий младшего. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, выпускает из рук «бразды правления», уходя на второй план. В то же время подсознание «берет власть в свои руки», резко активизируется. Словно так, что младший брат начал шалить и вышел из-под контроля. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы. В частности, помогающих найти выход в экстремальной ситуации.

    В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанного с неприятным воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, измененные состояния сознания несут с собой еще некоторые «прелести», как бы побочные полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний. Разновидностей измененных состояний сознания, как ,впрочем, и способов их достижения, великое множество. В картах «внутреннего пространства», рисуемых современными психологами, находят место и состояние простого расслабления, и состояние медитации дзен, и йоговское самадхи и пр.

    Из столь большого разнообразия различных техник мне особенно полюбились: ДПДГ и наведение недирективного транса по эриксонианской модели. Хотя чаще приходится смешивать разные техники, действовать гибко, индивидуально подстраиваясь под каждого клиента. Я бы хотела, на примере работы с различными клиентами, описать действенность выше перечисленных техник.

    Итак, ДПДГ, для начала следует разобраться в сути этого метода. Мне очень понравилось одно обсуждение этого метода на сайте, где в пример была приведена народная пословица «утро вечера мудренее», а ведь действительно так, после сна мы чувствуем себя отдохнувшими, и часть проблемы, которые нас беспокоили накануне как бы улетучиваются и воспринимаются нами не столь драматично. Секрет кроится в особенностях функционирования нашей нервной системы. Сон человека состоит из нескольких фаз, одна из которых сопровождается быстрым движение глазных яблок, в эту фазу сна человек видит наиболее яркие сновидения.

    Именно в эту фазу нервная система человека «перерабатывает» наиболее сложный, а порой и травматичный опыт. А если данная система дает сбой, то негативная информация блокируется в нейронных сетях мозга и травмирует психику человека, вызывая навязчивые мысли, страх, беспокойство, неприятные ощущения и пр. За годы своего существования метод доказал свою эффективность при работе с психотравмами. Я бы хотела описать случай из своей практики. Изучив технику ДПДГ в Новосибирской школе психологии, я нашла ем применение при случае с 6 летним ребенком. За помощью обратилась мама девочки Аяны,6 лет, с ребенком в детском саду произошла психотравма, по неосторожности на девочку вылили тарелку горячего супа. В результате, ожог, шрамы на лице, явные проявления стресса. Ребенок перестал общаться со сверстниками, стал замкнутым, появились необоснованные страхи, вздрагивания, снизился познавательный интерес и мотивация, даже упоминание слова «горячий» вводило девочку в состояние ступора. Наряду с позитивной терапией я приняла решение использовать ДПДГ. Для начала был установлен раппорт с ребенком, я максимально старалась узнать об интересах, найти тему для разговора, делала комплименты. О самой травме говорить было невозможно, при любом упоминании, Аяна замыкалась. При помощи рисунков и игротерапии удалось научить ребенка говорить о случившемся, как о случае из ее прошлой жизни, но напряжение сохранялось. После этого я предложила девочке вспомнить, как произошла ситуация, чувства, которые она испытывала в тот момент, окружение, максимально уделяя внимание деталям, но при этом наблюдать за тем, как я перекидываю маленький яркий мячик из руки в руку. После данной процедуры я обратила внимание на моментальные изменения реакции на травматическую ситуацию, ребенка не пугали слова, связанные с травмой, она могла спокойно рассказывать, упоминая детали и подробности происшествия. Объяснять ребенку о ресурсах, которых ей не хватает, я просто не стала, но превратила создание этих ресурсов в маленькую сказку, в которой девочка играла роль прекрасной принцессы, попавшей под чары колдуньи, но нашедшей волшебный цветок, помогающей ей снова стать очаровательным и жизнерадостным созданием. После того, как мы совместно сочинили такую забавную сказку, повторили процедуру ДПДГ с перекидыванием мяча. Результат меня просто впечатлил, девочка будто расцвела на мох глазах, появился румянец, она задорно хохотала и рассказывала мне о своих заветных мечтах. Могу сказать лишь одно, видеть счастливые глаза ребенка и матери, это не просто красиво, ты начинаешь чувствовать себя волшебником, совершившим чудо. После таких изменений хочется помогать вновь и вновь! Состояние мы закрепили еще несколькими сеансами, проявления стресса ушли. После этого случая, я все чаще и чаще использую на практике ДПДГ, могу с уверенностью сказать, что пока эта техника меня не подводила. Работает как с детьми, так и со взрослыми. При применении этой же техники на женщине 36 лет, жалующейся на постоянное напряжение и раздражительность на всех членов ее семьи, мне удалось наблюдать еще один интересный феномен. Изначально работа была длительная, больше консультирование, но, когда клиентка была готова работать над своей проблемой, я применила ДПДГ, в результате, уже в середине сеанса она просто громко начала хохотать, попросила остановить сеанс, так как внезапно решила, что проблемы ее исчерпаны и решать эти пустяки не имеет смысла.

    Но могу сказать, что практика показывает не всегда столь выраженный эффект, чаще метод ДПДГ требует комплексного подхода, и тщательной подготовки клиента к самостоятельной работе над решением его сложной ситуации. Ответственность на себя за решение чужих проблем, увы, но мы взять не можем, мы можем лишь направить клиента на самостоятельную переработку своего, пусть и негативного, но чаще нужного и полезного опыта.

    Помимо техники ДПДГ, я достаточно часто использую недирективную эриксонианскую модель наведения транса. Мне нравится эта модель тем, что в   отличие   от   авторитарного   директивного   наведения,   где   клиент подстраивается под терапевта, в этой модели все происходит иначе, терапевт индивидуально подстраивается под клиента. И вовсе не значит, что недирективный подход исключает прямые команды, просто в этой модели транс наводится более мягко, тактично, с полным присоединением к клиенту. На этот счет Милтон Эриксон говорил: «Присоединиться, закрепиться и вести». Мне близка эта модель еще и потому, что она позволяет внести творческий подход, работать с образами. С глубинными ресурсами внутреннего мира человека. Когда Эриксона просили объяснить, что такое гипноз, он отвечал: "Гипноз - это передача образов". Я совершенно согласна с этим определением. Образы управляют нашей жизнью. Не раз, на практическом опыте, сталкивалась с яркими, красивыми образами, которые создает клиент в состоянии транса, более того, очень нужными и полезными для улучшения самочувствия и решения той ситуации, с которой он обратился. Совершенно недавно меня впечатлил случай, как раз имеющий отношение к образному восприятию себя, мира, в состоянии транса. Ко мне обратилась женщина 47 лет, которую беспокоил необоснованный страх перед смертью, ей казалось, что в любой момент она может умереть от неизвестной болезни, вызывающей боль в груди и тревогу, которая сопровождалась внутренней дрожью в теле. Я использовала недирективный подход в наведении транса. Объяснив клиенту, что значит трансовое состояние, спросив согласие, мы приступили к сеансу. Чередуя классическое ощущение тяжести и тепла в теле клиента, в большей степени я старалась направить работу на максимальное достижение расслабления и снятие напряжения, постепенно углубляя состояния транса. В течении нескольких сеансов мне удалось обучить клиента навыкам самогипноза и обучить снятию напряжения и тревожного состояния. Но самое интересное ждало впереди. На одном из сеансов, клиентка начала рассказывать, что видит собственное тело изнутри, у нее возник образ мозга, на одном из участков которого мигал красный сигнал, этот сигнал она расценила как нечто воспаленное и мешающее ей жить. Если честно, могу сказать, что счастью моему не было предела, так как я моментально нашла применение этому образу. Я предложила женщине представить, что она может воздействовать на этот участок положительным и целебным образом, изменить цвет этого участка, извлечь его, вылечить и т.п. И действительно все произошло как я и предполагала, после того как в измененном состоянии сознания клиентка излечила свой образ, образ внутри себя, она почувствовала положительные изменения. Несколько позже, женщина поведала мне, что подобным образом, она обнаружила в своем теле еще несколько таких же воспаленных участков и войдя в уже привычное состояние транса, смогла самостоятельно себе помочь. Негативные ощущения и страх смерти бесследно исчез. Таким способом, созданный образ, помог человеку решить проблемную ситуацию.

    И снова, чудо да и только, скажете вы! Но хочу повториться, что транс -это естественные процессы, происходящие в нашем организме, помогающие запускать сложные механизмы нашей психики. В минуты транса психика работает по-другому: активными становятся структуры, отвечающие за интуицию, образное мышление, творческое восприятие мира. Открывается доступ к ресурсам внутреннего опыта. Именно в этом состоянии к нам приходят всевозможные озарения или внезапно находятся ответы на вопросы, над решением которых мы бились долгое время.

     

    Падерина Ольга

    Изменено 23.07.2014 14:20
    Войдите для комментирования

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк